Цели и задачи общества – вчера, сегодня, завтра.
СЛЕДУЮЩИЕ СТО ЛЕТ
(В лекции под этим названием, прочитанной в Адьярской ложе 3 сентября 1986 года, г-жа Рада Бернье, Международный Президент Теософского Общества, указала на необходимость изменить направление работы Общества в соответствии с требованиями современной эпохи.)
Преподнесение Теософии в будущем должно будет отличаться от того, как ее преподносили в прошлом, в том смысле, что больше внимания следует уделять значению в _нашей повседневной жизни провозглашаемых ею основополагающих истин. Представления о Вселенной как проявлении Закона, о единстве жизни и братстве, о карме и перевоплощении, о цикличности жизни и смерти, на которых покоится Теософия, обретают поистине революционное значение, если рассматривать их не поверхностно, а с должной серьезностью и вниманием.
В книге "У ног Учителя" говорится, что человек, прозревающий Божественный План, преображается. Попытки изучения и объяснения Божественного плана встречаются и в теософской литературе, и в писаниях большинства религий. В этих книгах упоминаются различные планы существования, эманации сил, иерархии существ видимых и невидимых. Но простое накопление эрудиции в этой области не может никого изменить. С другой стороны, когда человек осознает, что природа Реальности, стоящей за всеми явлениями и процессами, есть не что иное, как Божественный Порядок, который в Древней Индии называли Рита, это может изменить его сознание и поведение, если он признает, что должен строить свою жизнь как частица единого порядка и что другого пути нет. Универсальная Реальность — это не только Порядок, но и Красота, Гармония, Мир и Любовь, и человек должен видеть этот глубинный смысл в явлениях внешнего мира.
Сухие, академические изложения теософских концепций и обсуждение труднодоступных теоретических вопросов, не имеющих отношения к действительной жизни, не способны по-настоящему вдохновить людей. Теософия должна стать живой реальностью, подразумевающей исследование, открытие, усвоение и применение на практике тех принципов, о которых уже говорилось выше.

Теософия и мир сегодня
Когда Теософское Общество только еще начинало свою деятельность, необходимо было уделять особое внимание совершенно определенным проблемам. Мир в то время все больше склонялся к материалистическому мировоззрению, и мысль о том, что человек живет на земле только раз, воспитывала в людях дух потребительства и соперничества. Вот почему учения о карме и перевоплощении, о циклах жизни и смерти, способные оказать благотворное влияние на людские нравы, были в то время чрезвычайно важны. Но сегодня даже на Западе эти идеи стали уже «общим местом». Поэтому Теософское Общество должно идти дальше, говоря о смысле жизни и смерти, а не просто о том, какова «жизнь после смерти».
Члены Теософского Общества должны искать истину путем изучения, размышления, соблюдения чистоты жизни и преданности высоким идеалам любви, служения и сострадания, следуя этим добродетелям в своей повседневной жизни.
Рада Бернье Адьярский бюллетень, 1986 г.


СВОБОДНОЕ И БЕССТРАШНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Мне кажется, что, вступая во второе столетие своего существования, Теософское Общество должно поощрять новый дух исследования, ведущий к непосредственному восприятию истины. Постоянное обращение к прошлому, повторение на разные лады того, что было сказано другими, — подход, безусловно, устаревший. Он должен уступить место более жизненной и творческой деятельности, развитию собственного видения посредством изучения, размышления и чистоты жизни. Как писала Анни Безант, теософы «должны рассматривать Истину как награду, к которой следует стремиться, а не как догму, навязываемую силой авторитета. Они полагают, что вера является результатом собственного исследования или интуиции, а не предшествует им, и должна основываться на знании, а не на чьих-то утверждениях».
В теософской литературе можно найти немало ценных рекомендаций относительно тех вопросов, которые еще ждут своего исследования в духе свободного и независимого мышления. Е. П. Б. не случайно избрала в качестве девиза Теософского Общества слова: «Нет Религии выше Истины», указывая на необходимость «свободного и бесстрашного исследования» для всех его членов. Что же подразумевается под этим «свободным и бесстрашным исследованием»? Что препятствует разуму в его осуществлении? Совместимо ли исследование с догматическими утверждениями, с принятием на веру тех или иных истин, с бездумной верой, с пристрастием к навешиванию ярлыков, с национальной или религиозной нетерпимостью? Да и как вообще разум, с детства обусловленный совокупностью самых различных влияний, может вырваться из своей тюрьмы и понять во всей их глубине природу и смысл жизни?
Прежде чем приступить к этому свободному и бесстрашному исследованию, необходимо в течение долгого времени наблюдать за самим собой, изучая скрытые мотивы и привязанности, затуманивающие разум. Так что даже такое краткое словосочетание, как «свободное и бесстрашное исследование», имеет глубокий смысл и требует большой мыслительной работы для того, чтобы его понять. Слова, повторяемые просто потому, что их произнес тот или иной авторитетный, уважаемый человек, лишены всякой ценности и превращаются в выхолощенную, безжизненную фразу. Но если человек терпеливо ищет и открывает для себя всю глубину их значения, эти слова становятся для него своего рода трамплином, с которого разум воспаряет к высотам нового понимания и действия.
Существует еще немало важных теософских тем, о которых много писали, смысл и глубину которых еще предстоит открыть членам Общества в индивидуальной и групповой работе. Что означает, к примеру, совет «учиться полагаться на себя самого», о чем неоднократно говорили Махатмы? Большинство религий культивируют в своих приверженцах чувство зависимости и страха. Теософское Общество отнюдь не стремится увеличивать число людей, движимых страхом. Оно поощряет подход, основанный на осознании собственной ответственности, а вовсе не поиск благ, решений и спасителей где-то вовне. Идолопоклонство и условные понятия о Боге, возводимые в абсолют, не имеют с теософским подходом ничего общего.
В Обществе есть, тем не менее, немало членов, незнакомых с этими основополагающими принципами, членов, которые стремятся насадить в своих Ложах те или убеждения или культы. Необходимо, чтобы ядро Теософского Общества, большая его часть сделала верный подход к такого рода вопросам — центральным в работе как всего Общества, так и отдельных его Секций и Лож; в противном случае они неизбежно придут в упадок. Дух свободного исследования, о котором мы говорили, дух самопознания, альтруизма, братства, заботы о жизни во всей совокупности ее проявлений — этим и другим подобным вопросам должно уделяться первостепенное внимание для того, чтобы Общество сохранило свою жизненность, а Теософия стала живой мудростью в сознании его членов.


ВНУТРЕННЯЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Я не могу подыскать другого понятия, которое лучше бы выражало цель Теософского Общества, чем «духовное возрождение человечества» — внутренняя революция, очищающая разум. Если не осознавать этого, то попытки реализации цели Общества могут стать лишь источником заблуждений и завести в тупик. С сожалением приходится отмечать, что в Обществе слишком много лож и групп членов, чье понимание работы Общества свидетельствует об утрате направления. Лишь то имеет отношение к Теософии, что связано с движением от теперешних ограничений и заблуждений разума к мудрости, следствием которой только и может быть правильное поведение. Поглощенность же второстепенными задачами, к примеру, изучение способов улучшения физического здоровья, исследование психических феноменов;
и т. д., не помогают человечеству обрести более мудрый образ жизни, хотя и имеют свою сферу применения.
Придание старым идеям новой формы, сопоставление знаний, почерпнутых из разных источников, и академические занятия также не являются синонимом теософской работы. Как мы уже говорили, простые концепции не помогают в решении проблем и не способствуют избавлению человека от конфликтов и несчастья,
Ученость других может иногда служить подспорьем для активизации у человека собственного восприятия. Но без ясного осоз^ нания и Глубинного понимания им "самим того, что истинно, а что нет, в череде жизненных впечатлений, Теософия перестает быть источником света.
Рада Бернье 111-е Президентское обращение. Декабрь, 1986.
E-mail: afrika@mail.ru
 



Сайт создан в системе uCoz